В далёком 2004 году, Санкт-Петербургский Комбинат цветной печати, остановил производство отечественных колод игральных карт и в настоящее время, граждане России, играют в «дурака», зарубежным низкокачественным товаром. При чём, большинство, и не догадывается, что в СССР, на колоды игральных карт, были возложены значительные агитационные надежды. Были изготовлены оригинальные карточные колоды, высмеивавшие опиум для народа, борьбу с пьянством, пережитки царизма, и прочее.

1_d88ec253

Первая игральная колода карт советского времени, выпущена в 1919 году в городе Новочеркасск. Это добровольческие карты Дона, изображавшие атаманов, казачек и казачат, раскрывают историческую часть Дона с протяженностью в четыре столетия. Например, на карте, наименованием туз, был изображен донской герб. Удивительные очерки карт, были выпущены во времена Гражданской войны на Дону, и это не спроста. При помощи её, атаман хотел пропагандировать городскому населению свои мысли о создании обособленной Донской республики. Бытует мнение, что атаман Краснов, разрабатывал содержание для карточных колод. Будучи сторонником независимости Дона, он с огромным увлечением создавал во всём казачью тематику. Донская область, была переименована в Всевеликое Донское войско, а атаман сам заверил, лично созданную конституцию.

Часы правления атамана были не долгими, и поэтому, белогвардейские донские карты, стали большой редкостью. Комплект игральных карт в единственном образце пребывает под хранением в частной коллекции.

Своим философским конкурентам, большевики ответили по прошествии тринадцати лет. В известном журнале «Крокодил», была издана статья на тему «Битые карты», в которой иронически высмеивались истинные и мнимые недоброжелатели Советской власти. Статья была иллюстрирована картинками всех карточных фигур с тузами колоды, где персонажи, которые описывались, были представлены в смешном виде. Автор писал об известных деятелях, которые ходили в «козырях», и что после всё изменилось.
i
Фото: http://zerkalo2.admiralofficial.online/bablo/

Червовая масть по представлению художника, олицетворяла политдеятелей и военных. При этом адмирал Колчак, был изображен в дамском обличье на верней части рисунка, а барон Врангель, отображал даму на нижней части. Бубновая масть отображала зарубежных противников СССР. Трефовая масть представляла собой интеллигенцию творческой деятельности, которые не разделяли взгляды советской власти. А пиковая карта, олицетворяла капитализм в социалистическом обществе.

Далеко не все игральные карты, предлагаемые советским государством, имели популярность. К примеру, эта участь, настигла колоды игральных карт «Народности СССР», с изображением различных национальностей Советского Союза. В 1929 году в журнале «Чудак», сообщалось о сильнейшем скандальном происшествии. Автор весьма подробно рассказал о происшедшем в своей статье.

Государственная карточная монополия, стала работать с целью культурного подхода. И взамен, игральных карт, с изображением статных королей, взамен неприступных дам, валетов с распущенным взглядом, стали появляться представители народностей Советского Союза. Например, на месте короля бубновой масти, был изображен узбек, который был одет в халат и чалму. Пропал и валет с тонкими усами, а на его месте расположился белорус, на котором была одета баранья шапка. И пиковая дама исчезла без следа, замена произошла молодой украинкой, одета в расшитую рубашку. Соответственно, остальные изображавшие были под стать. Были и раскованные дамы Востока, не прикрытые чадрой. Были изображены и таджики, которые образовали колхоз.

Исходя из того, что такая колода была нерентабельна и неполиткорректна, её сняли с производства. До наших дней сохранился всего один экземпляр не прижившейся колоды игральных карт.
1_c478192f
Фабрика карт Ленинграда, в 1930 году, выпустила интересную колоду — пропаганду, которая очень совпадала с духом строительства советской новой жизни. Игральная колода, называлась со всей её простотой «Антирелигиозная». Художник Сергей Левашов был одним из руководства фабрики, который нарисовал и создал свои карты, но, к большому сожалению, об исторической части создания колоды, в конечном итоге мало что известно. Но сама организация композиций фигур изображенных на игральных картах, удивительна своей оригинальностью и простотой.

На каждом карточном листе, представлены духовные лица мировых религий на переднем плане, и намерения их, представленные на заднем плане. Идее безбожнической пропаганды отвечают такие карточные игры, как джокер и рубашки. Джокер изображен в виде плотного, приятной наружности капиталиста, с галстуком и крылышками, как куклами управляющий фокусником и священником, весьма простое изображение в карикатурном стиле с журнала советских лет «Безбожник». Рубашки были наиболее выразительными. К примеру, на «озорной» рубашке, была нарисована молодая Баба Яга, в ярком сарафане красного цвета, которая, улетая в своей ступе, в густые дебри сказок, несёт с собой бедного украденного ребёнка.

Помимо всего прочего, игральные карточные колоды, были выпущены на хорошей, качественной и дорогостоящей бумаге, как экспортный вариант.
1_f0e6c720
продолжение…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *