Кормить или не кормить?

nazad
Вскоре после моего возвращения из Москвы в парке погибла косуля. Еще раньше мы потеряли козочку. В чем причина? Где недоглядели? Пригласили ветеринара, сделали вскрытие. Это теперь я все могу делать вдвоем с Оксаной, а тогда всему предстояло учиться. Оказалось, в обоих случаях причиной смерти стали посторонние предметы: зажеванные полиэтиленовые пакеты, зажигалка, обрывки веревки. Я задумался: что делать?

Мы действовали по общепринятым нормам и не разрешали посетителям кормить животных. Но сколько не вывешивай запретительных табличек, сколько человеку не говори, что животных нельзя кормить, все безрезультатно. Неслучайно в большинстве зоопарков обитателей и посетителей разделяет достаточно приличное расстояние, чтобы исключить возможность любого контакта.

Наблюдая за посетителями, я не раз ловил себя на мысли, что человеку — неважно, взрослый это или ребенок — хочется чем-то накормить животное. Отдавая и получая что-то из рук, человек и животное словно устанавливают контакт. Вероятно, это заложено в сущности человека. При всех достижениях цивилизации, мы все — частица большого мира природы. А раз так, то бороться с этим бессмысленно.

Так пришла революционная идея — разрешить кормить животных.

Оказалось, в этом очень много преимуществ, например, в поведении животных. Помню, как кто-то из посетителей, выходя из зоопарка, сказал мне:

— Вы знаете, все хорошо — музыка играет, цветочки кругом, но животные у вас больные.
— Почему?
— Ну, вот ходили мы возле медведей, ходили-ходили, а они лежат, спят и на нас никак не реагируют.

И тут меня осенило. Все верно. Животных утром покормили, они сыты и спят. Посетители их не интересуют.
Когда же мы разрешили кормить своих обитателей и даже организовали торговлю кормами, косули, ламы стали подходить к посетителям. Медведи стали бегать-прыгать, а учитывая, что некоторые из них раньше работали в цирке, хлопали в ладоши, чтобы им баранку кинули. Эффект оказался поразительным. Интерес к зоопарку резко возрос — еще бы, тут разрешают кормить животных!

До сих пор помню женщину из Санкт-Петербурга, в большой шляпе, которая за 50 копеек купила стакан семечек и пошла кормить австралийского страуса эму. И когда эта большая птица стала брать у нее с ладошки семечки, это привело посетительницу в такой неописуемый восторг, который у детей не всегда бывает. Ничего подобного она раньше не испытывала (для того, чтобы испытать такое, нужно, как минимум, поехать на Шри-Ланку или в Таиланд — где давно практикуется кормление слонов, обезьян и т.д.).

Выбор в сторону разрешения кормления животных принес Ялтинскому зоопарку «Сказка» огромное преимущество перед другими. Появился контакт между посетителями и животными зоопарка, которые стали смотреть на людей внимательно, ведь они могли им что-то дать. А животные — избирательны. Если вы думаете, что, например, обезьяны целый день едят бананы и апельсины — вы ошибаетесь. Обезьяны с удовольствием утром возьмут один или два банана, но третий банан, при всем желании, вам не удастся им скормить. Но от этого они не перестают меньше смотреть на посетителей, потому что кто-то из них может принести огурчик или черешенку, яблочко, а это уже им интересно. Поэтому животные очень активны. А когда они ждут чего-то и хотят контактировать с посетителями — проявляется их изобретательность. Одни высовывают руку па аллею, другие — дежурят у трубы.

Первыми, кого мы начали кормить, были павлины, козы, куры — мы давали им какую-то капустку, сухарики, семечки… Потом посетители, эдакие «новые русские », мне подсказали:

— Что это у вас за корм — семечки, какие-то сухарики… Грустно. Вы нам дайте мясо — мы тигров покормить хотим!

Я задумался: как же так, как я могу дать не инструктированным посетителям кусок мяса? Ведь лев откусит это мясо вместе с рукой и будет прав! Потому что он зверь. Потому что посетитель может отвлечься, давая ему мясо, и так далее…

Но всякая проблема у меня всегда находила решение. Я нигде этого не видел — до многого дошел сам. Если вы думаете, что в заграничных зоопарках разрешают кормить животных — то нет, никто не разрешает никого кормить. Там все централизовано, все по рецептуре и так далее. Пришлось думать самому, и я придумал… трубы, которые ставились под наклоном и которые исключали контакты посетителей с тигром или львом.

Кроме того, пришлось ставить двойное ограждение, чтобы человек не мог дотянуться рукой до клетки. Но расстояние не должно быть больше, иначе вся привлекательность близкого контакта с животными теряется.
Кормление и продажа кормов стали серьезной финансовой поддержкой зоопарку. Да, все это у нас стоит дороже, чем на рынке. Но кормление животных — это, прежде всего, удовольствие(!) и привлечение посетителей.

Конечно, как всегда, всем не угодишь. Нашлись такие, которые стали говорить, что в «Сказке» животные голодные,только и ждут, чтобы их чем-то покормили. Тем не менее, кормление превратилось уже в неотъемлемую часть экскурсии по Ялтинскому зоопарку. И плюсов, которые мы получили от введения кормления, стало гораздо больше. У нас живут сытые, довольные животные, которые целый день имеют право выбора, что им скушать — фрукты или овощи… Да и смертность (от отравлений или перееданий) по этой причине сошла к пулю.

Еще мы в качестве эксперимента попробовали разрешить посетителям фотографироваться с маленькими хищниками. Оказалось, что желающих усадить себе на колени десятикилограммовую «кошечку» более чем предостаточно. Сегодня это уже в порядке вещей, есть специальный вольер, закрепленный сотрудник, и почти всегда — очередь желающих получить редкое фото.

Не меньшим успехом пользуется и другой открытый вольер — «Бабушкин дворик», куда можно свободно заходить. Его обитатели — вьетнамские свинки, карликовые козы, барашки — легко входят в контакт с маленькими посетителями зоопарка, без обид переносят поглаживание, а иногда и потягивание за уши. А еще бывают желающие оседлать эту свинку…

Одним словом, контакт с животными стал сильным аргументом в пользу привлекательности зоопарка.

Далее…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *