Каким был отдых в Крыму 100 лет назад?

Сегодня полуостров Крым занимает умы миллионов людей, как одно из самых привлекательных мест для жизни и отдыха. Крым давно заслужил звание Великой Здравницы и Курорта, но если быть точнее, то курортом полуостров стал в начале 20 века. Хотя некоторые приезжали сюда на отдых и в 19 веке.

e534c86729ff
Сегодня, как и сто лет назад на ЮБК, бурно процветал бизнес по сдаче частных дач, квартир и комнат на любой срок. Местные газеты пестрели рекламными объявлениями: сдавали дачи «со всеми удобствами» с «банями и саунами с бассейном» в «гигиенично обставленных номерах». Отдавались в наем квартиры и «комнаты со столом» и «своим молоком, виноградом, фруктами». Сегодняшние объявления 21 века по стилю изложения не сильно отличаются, хотя прошло уже более 100 лет. Разве что добавился кондиционер, интернет в номерах да сменились деньги.

c0b92648ffe7С начала 20 столетия в Крыму начали массово строиться санатории для лечения разнообразных заболеваний. В те времена дорога на курорт обходилась довольно дорого. Самым удобным способом добраться до Крыма являлась железная дорога. Стальные рельсы позволяли курортникам доехать из Москвы или Санкт-Петербурга до Севастополя и Керчи. Билет из Петербурга в Севастополь стоил 4 рубля 50 копеек, из Москвы — 3 рубля. На дорогу уходило около 3 суток — и это на скоростном или курьерском поезде. Дальнейшие путешествия по Крыму сопрягались с некоторыми трудностями.

Сегодня вас без проблем до любой точки полуострова домчит микроавтобус или такси, в начале 20 века — к услугам туристов были извозчики. Качество тогдашних дорог было намного хуже нынешних (даже с учетом заброшенных, разбитых трасс). Крупные и знаменитые города Крыма были связаны трактом. Путешествие по нему переносилось гостями полуострова достаточно легко, за счет благоприятных климатических условий. Кроме того, обеспеченные курортники могли воспользоваться услугами рессорных экипажей. Они были более комфортными и удобными в пути. бани и сауны с бассейном

Более мелкие города можно было посетить только на перекладных. Для преодоления небольших расстояний туристы обращались к городским извозчикам. В зависимости от предлагаемого вознаграждения гости Крыма отправлялись в путь на фаэтоне, коляске или карете. Самая дорогая удобная — карета, сто верст на ней обходились в 40 рублей, коляска — на 10 рублей дешевле. Фаэтон — самый экономный вариант стоил 15-20 рублей за сто верст езды. Кататься по Крыму могли себе позволить обеспеченные отдыхающие, ведь по тем временам, зарплата писаря в губернском городе в год составляла около 300 рублей. Капитан получал около 1,7 тысяч в год, советник — 3,5 тысячи.

Добираться до места отдыха с большим багажом было удобно на дрогах, а осматривать окрестности с гор — доехав до смотровых площадок на татарской мажаре. Как правило, в мажару запрягали волов, которые более выносливы на склонах, чем лошади.

В эпоху становления Крыма, как знаменитого курорта, наиболее популярным его регионом было, безусловно, Южнобережье. Туристы толпами приезжали в курортные поселки от Кастрополя до Алушты. Составители путеводителей делили всех отдыхающих в Крыму на три группы — туристы, лечащиеся и дачники.

otdix-100let-nazad-v-krimu

На отдых с большим удовольствием на полуостров приезжали с конца весны до середины осени. В зимний сезон Крым в основном посещали больные. Большинство из них останавливалось в Ялте. Стоимость проживания в Ялтинских гостиницах была очень высокой — от 1 до 10 рублей в сутки, поэтому процветал бизнес «частников». Местные хозяева жилья сдавали комнаты приезжим, при этом мало заботясь о санитарии. Следует отметить, что в Ялте лечилось много туберкулезников, хозяева же редко проводили дезинфекцию помещения, после того, как клиент уезжал. В санитарную службу необходимо было заявлять если в съемной квартире умирал постоялец, его подушку и одеяло сжигали. Решение о дезинфицировании помещения принимал врач.

μ@

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *